Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Игорь ЕВСИН. Про нрав и норов.
30 июня 2015 в 0:00

книга о Пелагее 

Из книги «Полюшка. Повесть о слепой праведнице», Издательство «Зерна», Рязань, 2014 г.

Вскоре после открытия Троице-Сергиевой Лавры в ней воссоздали Духовную Академию и Семинарию. Блаженная Пелагея Захаровская предсказала, что там будет учиться Семён Зиновьев, мальчик из соседнего с Захаровым села Бахмачеево. Семён с детства был кротким и по молитвам Полюшки рос набожным, благочестивым. В 1950-х годах он переехал в Рязань. Стал ходить на богослужения в Борисоглебский кафедральный собор.

– Придёт, бывало, – вспоминал архимандрит Авель (Македонов), – и встанет где-нибудь в тёмном уголке. Тихий, скромный, незаметный, но было видно, что молится он всей душой, глубоко-глубоко.

Незаметного молитвенника заметил, однако же, сам владыка – архиепископ Рязанский и Касимовский Филарет (Лебедев). Взял его прислуживать. Так Семён Зиновьев стал иподиаконом.

А в 1962 году по рекомендации владыки Филарета Зиновьев поступил в Духовную Семинарию. Перед поступлением очень волновался. Приходил к блаженной Пелагее за молитвенной помощью.

– Что, Семен, – сказала она ему, – думаешь не по Сеньке шапка? Коль мы из деревни, так только лапти да корзинки плести можем? Так и рыбаки только и могут, что сети плести. А вот стали же некоторые из них учениками Христовыми и Евангелие написали. Так-то, мой хороший, так-то.

Когда Семён Зиновьев поступил в Семинарию и, закончив первый курс, приехал на летние каникулы домой, первым делом решил навестить Полюшку.

В это время Анастасия Орлова сердито гремела ухватами у печи, ставя в огонь чугун с картошкой для скотины.

– Ты, Полька, больно привиредлива сегодня. Я тебе и оладушки напекла, и омлет поджарила, и картошечку рассыпную с малосольным огурчиком сделала, а ты всё не хочу, да не хочу.

– Как так не хочу,– ответила Поля, – Хочу отобедать, да только не с тобой, а с парнем молодым.

– Ну, пошла блажить.… С каким таким парнем ты решила за столом посидеть – поокать?

– С каким, с каким.… С красивым, умным. Со студентом.

Раздался стук в дверь.

– А вот и он, – обрадовалась Поля, – ну теперь, Настюха, ставь на стол свои разносолы.

Анастасия открыла дверь. На пороге стоял молодой, красивый, в чёрной семинарской форме студент Семён Зиновьев.

– Глупая я глупая, – подумала Анастасия, – давно должна привыкнуть к Полюшкиной блажи. А вот всё никак не привыкну. Прости, Господи.

За обедом Поля расспрашивала про учебу в Семинарии, благочестиво ли ведут себя студенты, не слишком ли строги преподаватели, а потом задала вопрос:

– Скажи, мой хороший, какие ж такие науки там изучают целых четыре года?

– Церковную историю изучают, историю религий, догматику, а мне вот задали тему по нравственному богословию…

– Надо же наука какая есть, – удивилась Полюшка, – нравственное богословие, а что такое нравственность-то? Нрав что ли, норов? Это когда человек норовит сделать всё по-своему, а не по-Божьему?

– Ну, нравственность, это когда человек совестливый, стыдливый и хорошо себя ведёт в обществе. Только вот одного я не пойму, почему среди верующих людей, которые ходят в церковь, молятся, бывают люди грубые, пьяницы, обманщики, блудники. А посмотришь на неверующих – так среди них есть люди даже более нравственные, чем среди верующих.

– У-у, в какие дебри ты залез. А ведь всё просто. Господь не праведников, но грешников призвал на покаяние. Обманщиков, пьяниц, блудников. С ними Он общался, с ними ел и пил. Вот в этом и всё твоё нравственное богословие.

А то, что люди и без церкви могут быть хорошими, ты этим не смущайся. У них совесть, то есть совместная весть с Богом имеется. Но знай, если совесть не приведет их в церковь, значит они не посовести живут, а по собственной гордыне..

Думают, что они непорочны и потому церковь им не нужна. Конечно они впрямь ничего плохого не делают, зато в мыслях-то у них невесть что творится! И завидуют и злятся и блудят. Да если у них будет возможность украсть мильон, да так, что никто никогда об этом не узнает – обязательно украдут! Вот тебе и вся их нравственность.

- А верующий в таком случае не украдет? – с сомнением спросил Зиновтев.

- Настоящий верующий – никогда. Потому что он знает, что если что скроется перед людьми, то перед Богом ничего не скроется. Потому преступить заповедь не укради он не сможет. А неверующий про свою нравственность забудет, потому как выказывается она перед людьми, а если они ничего не узнают о безнравственном поступке, так зачем же её соблюдать, эту нравственность?

Долго беседовал Семён Зиновьев с блаженной Пелагеей Захаровской, а когда пришла пора уходить, она сказала:

– Знаешь что, Сеня, оставь ты эти свои книги о нравственном богословии. Читай о преподобном Сергие Радонежском. Читай о нём всё, что можешь найти.

– Поля ведь я тогда зачёт не смогу сдать, – растеряно ответил он.

– А я тебе говорю – читай о преподобном. За послушание читай, – повторила блаженная старица и вдруг закружилась на месте, да так быстро, словно как юла.

 – У-у… в школе крутят, в школе вертят, бумаги много, а правильная одна, – читай, читай о преподобном, он все бумаги перевертит, а правильную найдёт.

Кружась Поля, притоптывала ножками и взмахивала пухлыми короткими ручками.

На Семена это произвело такое впечатление, что он, не раздумывая, стал разыскивать литературу о преподобном Сергии, всё лето молился ему и читал акафисты.

Когда вернулся в Семинарию, то оказалось, что ему случайно бумагу с темой о нравственном богословии выдали. Этот предмет не относился к его курсу.

Тема его сочинения была как раз о преподобном Сергии Радонежском.

На следующие каникулы Зиновьев пришёл к Полдюшке отблагодарить за совет.

– Ты учись, не ленись, – сказала она тогда, – будешь учёным монахом, да на такой должности, где без греха не обойтись.… А теперь иди, иди, нравственное богословие читай, только помни, не нравственностью, не нравом и норовом спасется человек.

- Что же это за должность такая у меня будет? – размышлял Зиновьев, — И как это монах может занимать такую должность, на которой без греха не обойтись?

И только после смерти Полюшки, став наместником Троице-Сергиевой Лавры, архимандрит Иероним (Зиновьев) понял, что грех, о котором говорила блаженная, это грех винопития.

В то время Лавра являлась показательным образцом якобы свободы религиозных верований в СССР. Советские государственные чиновники высокого ранга привозили туда зарубежные делегации, чтобы иностранцы наглядно могли убедиться в том, что верующих никто не притесняет.

Архимандрит Иероним организовывал для делегаций экскурсии и устраивал банкеты, которые не обходились без спиртного.

Также банкеты случались и в пост. Как монаху, ему грех было присутствовать на них, а тем более угощать гостей водкой.

Отец Иероним до конца дней страдал от такой обязанности.

- Нет здесь никакой нравственности, — кручинился он, — и спасения в этом нет…

Когда отец Иероним рассказал о своих переживаниях архимандриту Авелю (Македонову), то он ответил:

– Слушай, есть такая пословица – не посоришь, не подметёшь. Мне тоже, когда я был игуменом Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, приходилось правительственные делегации ублажать. Так что давай-ка, мой друг, будем вставать с тобой перед образами на коленочки и говорить: «Господи, за молитвы праведной Полюшки, прогони от нас всех лукавых гостей, жуков хитрых». А потом ведь эти жуки-то, которые на банкетах любят посидеть не все лукавые. И водка, порой, на пользу им пойти может.

Вот, например, у меня был случай. Приехал в Пантелеимонов монастырь какой-то греческий министр. А сопровождал его афонский губернатор, выходец из России, человек хороший, добрый.

Но тут внезапно погода испортилась, море заштормило, и они заспешили обратно, так и не отобедав у нас. И тогда я передал им с собой в дорогу монастырского хлеба, икры и водки. Вот.… Ну, поплыли они, а мотор у лодки заглох, и отнесло её прямо в открытое море. Пока спасательный катер пришёл, министр и губернатор чуть не закоченели от холода. А спасла их русская водочка. Вот и думай есть в ней грех или нет…

А министр и губернатор после этого очень благоволили монастырю. Большую помощь оказывали.

Рассмеялся отец Иероним, ободрился.

- И впрямь не нравом и норовом спасается человек, — вспомнил он Полюшкины слова.

Комментарии
Иван-чай. О пользе русского чая. Рецепты
21 февраля 2018 в 16:34

Вкус иван-чая можно назвать приятным, с кисловатым привкусом и травянистым оттенком. Но выпить две чашки подряд, например, для меня непостижимо, потому что вкусовые рецепторы воспринимают его как настой лекарственных тра

Православные авторы, книги которых читают чаще всего
19 февраля 2018 в 16:05

Создать объективную подборку лучших православных авторов довольно сложно. Не всегда автор, чьи книги читают чаще других пишет действительно полезные для христианина вещи. Так, например, творения святых отцов пользуются меньшей популярностью

Как провести масленицу
14 февраля 2018 в 18:14

Некоторые православные христиане считают масленицу языческим гулянием. В этом празднике есть языческие корни связанные с проводами зимы и началом весеннего равноденствия. Отсюда и такие ритуалы, как сжигание чучела зимы,

Только любовь порождает всё прекрасное. Духовные советы митрополита Симона (Новикова)
14 февраля 2018 в 9:46

5 февраля исполнилось бы 90 лет со дня рождения митрополита Рязанского и Касимовского Симона (Новикова). К этой дате был приурочен выпуск книги Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой» в которой р

Можно ли православным посещать католические храмы в паломничествах?
12 февраля 2018 в 13:54

Если православный человек путешествует по Западной Европе, может ли он с экскурсией посещать католические храмы? Как ему относиться к святыням не своей веры? А может ли, например, православный христианин ходить в католический храм, если

Виды православных четок. Как выбрать, как молиться по четкам
10 февраля 2018 в 12:45

Чтобы отличить православные четки от неправославных — обратите внимание на количество звеньев. У православных четок оно кратно десяти: 20, 30, 50, 100, 150. Материал — либо кожа (лестовка), либо шерсть (узелки вместо камней). Де

Церковные благовония. Как использовать
08 февраля 2018 в 12:11

В храмах используют следующие виды благовоний: Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования. Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав. Мирра (смирна) — застывшая смола

Григорий Богослов. Великий каппадокиец. Жизнь и труды
05 февраля 2018 в 10:35

Седьмого февраля (25 января) Церковь отмечает день памяти св. Григория Богослова епископа Константинопольского. В истории Церкви только три человека удостоились называться богословами — это евангелист и апостол Иоа

Архипастырь из крестьян. О книге Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой…»
04 февраля 2018 в 10:50

В издательстве Сретенского монастыря издана книга Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой? Жизнеописание митрополита Симона (Новикова)». Автор лично знал митрополита Симона и часто общался с ним, получал ду

Когда икон слишком много. Что советуют духовные отцы о количестве икон в доме
02 февраля 2018 в 6:55

Количество икон в доме увеличивается порой незаметно для вас. Побывали на православной выставке, съездили в паломническую поездку в одну-другую. Услышали что-то от знакомых, а потом ищете в интернете нужные сведения, или читая поу