Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Храмы и святыни Солотчинского монастыря
08 сентября 2017 в 8:00

Когда только подходишь к Солотчинскому Рождества-Богородицы монастырю, то сразу замечаешь древнюю каменную стену, которая очень впечатляет своим видом, похожим на крепостное укрепление с бойницами для вооруженных ратников.

А когда-то это стена была деревянной. Строить каменную стену с тремя башнями и Святыми вратами начали с восточной и южной стороны лишь в 1694-1698 годах, а с западной и северной, из-за отсутствия средств, только в 1741-1745 годах. С внутренней стороны монастыря стены представляют собой систему ложных арок, поддерживающих ходовую площадку и ее деревянное ограждение. По углам восточной стены стоят круглые башни с маленькими окнами в виде узких бойниц. К башням и ведут внутристенные каменные, лестницы. Ближе к угловой северо-восточной башне сохранились еще одни ворота XVII в. Недавно покрытые железом синего богородичного цвета деревянные кровли монастырской стены, а также всех храмов и построек очень повысили художественную выразительность прекрасного ансамбля Солотчинской обители.

При подходе к монастырю мы увидим прерывающую цельность монастырской стены надвратную Иоанно-Предтеченскую церковь, которую по преданию построил знаменитый рязанский архитектор из крепостных крестьян Яков Бухвостов, известный возведением Успенского собора Рязанского кремля и других храмов в пышном, затейливом стиле нарышкинского барокко. В 1958 году в стене этого храма был обнаружен тайник, из которого извлекли листок с надписью, гласившей, что закладка храма происходила «в лето 7203 июля в 4 день». По современному летоисчислению эта дата соответствует 1695 году.

Предтеченская церковь необычна по своему облику. При всей своей приземистости она легка, светла и вся устремлена ввысь. Ее наружные стены отделаны затейливой каменной резьбой. Это «каменное узорочье» являет собой образец нарышкинского барокко, которое так любил Бухвостов. (Впоследствии оно распространилось по всей России и стало называться московским барокко). Но главная ценность внутренней отделки Предтеченского храма - это уникальные изразцы. Храмы, украшенные изразцами, встречаются на Руси не так уж редко. Но в Предтеченской церкви мы видим не орнаментальные детали («квадратики» или «полоски»), а четыре крупных цветных панно с изображениями Евангелистов. Их фигуры настолько крупные, что снизу их можно увидеть в деталях.

Автором этих уникальных изразцов был знаменитый мастер Степан Иванов по прозвищу «Полубес». Откуда взялось такое странное прозвище неизвестно. Однако мастером он был талантливым. Его изразцы преподносились в подарок самсому Царю Алексею Михайловичу и очень ему понравились. Изразцами Степана Иванова украшены многие храмы Москвы, но таких изразцовых панно, как в Солотчинском монастыре, более не встречается нигде, кроме как на московской Успенской церкви в Гончарах.

При входе в монастырь впереди мы увидим церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вначале храм был деревянным. Это была первая монастырская постройка, которую в конце XIV века возвел основатель обители сам великий князь Олег Иванович Рязанский. В XIV деревянную церковь по обветшалости снесли и на ее месте построили каменный храм, который по преданию был однокупольным. Он относился к довольно редким в древнерусской архитектуре двустолпным храмам. То есть ее вход поддерживали не четыре, а два столпа, которые к нашему времени к сожалению, не сохранились, как и сам пристроенный к храму торжественный вход. На рубеже XVI- XVI веков храм Рождества Богородицы значительно реконструировали, он стал пятикупольным, а сама церковь выдержана в строгих формах, характерных для храмового зодчества XVI. И тем не менее этот храм в своей основе является одним из самых древних на Руси.

Во второй половине XVII века под Рождественским храмом устроили гробницу первого строителя этого храма и основателя монастыря благоверного князя Олега Рязанского и его супруги княгини Ефросинии. А до того, как мы уже говорили их честные останки покоились в подмытой рекой и рухнувшей Покровской церкви.

В богоборческие годы храм сильно пострадал. Имущество было частью уничтожено, частью разграблено, останки князя Олега и княгини Ефросинии, а также их иконописное изображение забрал рязанский музей.  Само здание было реконструировано под клуб с кинозалом. Сегодня трудно в это поверить, но вплоть до начала 1990-х годов в храме Рождества Богородицы показывали кино и устраивали дикие танцы на месте бывшей княжеской усыпальницы…

Ныне церковь восстановлена, в ней ведутся службы. И хотя от прежней настенной росписи остался только небольшой фрагмент, но смотря на него мы можем понять насколько прекрасна была роспись этого древнего храма.

Слева от Рождественской церкви мы увидим двухэтажный храм во имя Сошествия Святого Духа, а справа – реконструированные корпуса келий.

Духовская церковь с трапезной палатой была построена по образцу трапезной Патриаршего подворья Московского Кремля при настоятеле Архимандрите (Шангине). Возводил эту церковь Яков Бухвостов. В ее украшении Бухвостов использовал различные архитектурные приемы. Так детали окон трапезной он сделал из белого камня с вставками из разноцветных изразцов с изображениями шестикрылых Херувимов. Такие же изразцы украшают и барабан главки купола. Причем, удивительно – ни один изразец по деталям барельефа и по своей расцветке не похож на другой. Этот редкостный мастерский подход является настоящим художественным произведением. Исскуствовед Александр Николаевич Бабий, рассказывал, что секрет окраски изразцов Духовской церкви утерян, поскольку тот или иной цвет на изразце появлялся не путем нанесения красочного покрытия, а путем обжига отдельных его деталей различными породами дерева. К примеру обжиг осиной дает синевато-зеленоватый оттенок, обжиг сосной – дает желтый цвет и так далее… 

Слава Богу, что ныне мы можем полюбоваться таким редкостным искусством древнерусских мастеров и восславить Господа за его милости.

В нижнем этаже Духовской церкви находится восстановленный храм во имя преподобных отцов Онуфрия Великого и Петра Афонского. Сама же церковь стараниями матушки Анимаисы и благотворителей ныне преобразилась. Внутри появились замечательные по художественному исполнению росписи, а снаружи храм отделан красивым красным декоративным кирпичем.

Напомним, что все сохранившиеся в монастыре каменные постройки, за исключением Рождественского собора Рождества, возведены в конце XVII века, когда строительство в монастыре достигло наивысшего расцвета. И лишь в западной части обители расположены хозяйственные здания начала XX в.

В Солотчинской обители имеются благодатные иконы и святыни. К ним относятся Казанская икона Божией матери, Икона Божией матери Отрада и Утешение, ковчег с мощами святых угодников Божьих, честная глава благоверного князя Олега Рязанского.

Проходишь монастырские ворота и попадаешь в другой мир. Все заботы и тревоги остаются за стенами монастыря, а на душе мир и покой. Красивые древние храмы, благолепные монастырские службы, любовь и забота матушки игуменьи Анимаисы с сестрами, все настраивает на молитвенный лад. Покидаешь монастырь, наполненный радостью, умиротворением и желанием приезжать сюда еще и еще…

Игорь ЕВСИН.

См. далее - Игорь ЕВСИН. Тихая обитель. Рассказ о Солотчинском монастыре.

Комментарии
Марина Гончаренко: Моя задача - предупредить. Интервью с автором антиутопии «Остров бессовестных»
17 мая 2018 в 12:03

— Марина Васильевна, скажите, что побудило вас написать такую, я бы сказал, странную для писателя-реалиста повесть? Тему повести «Остров бессовестных» мне навеял сон о племени дикарей, которые каким-то об

Смириться или проявить волю? Как найти золотую середину в духовном смирении
28 апреля 2018 в 17:18

«Смиряйся, тебе полезно!». Так обычно говорят, когда с человеком произошло неприятное событие. В одних случаях смирение пойдет на пользу душе, в других — может навредить или ввести человека в прелесть. Попробуем разобратьс

Как бороться с грехами, если их нет?
26 апреля 2018 в 15:03

Существует довольно большая категория людей, которые считают, что у них нет серьезных грехов. Они не воруют, не блудят, не пьянствуют, не курят, не гневаются, никого не обижают. Что это за люди и прав

Митрополит Павел (Пономарев) о браках и разводах
19 апреля 2018 в 16:17

Митрополит Павел (Пономарёв) — бывший управляющий Рязанской епархией, а ныне экзарх Белорусской Православной Церкви. В книге «Беседы с владыкой Павлом» содержатся высказывания относительно

Паломничество Ланселота. Обзор романа-антиутопии Юлии Вознесенской
17 апреля 2018 в 15:34

Роман «Паломничество Ланселота» переносит нас в будущее, в те времена, когда миром будет править антихрист. Поделиться статьей с друзьями:   Жизнь в виртуальном мире В начале произведения

Сколько бы много грехов у нас ни было, у Бога милосердия более. Наставления старца Кирилла (Павлова) из книги «Помним»
11 апреля 2018 в 15:06

В интернет-магазине «Зерна» появилась книжная новинка «Помним. Жизнь и наставления архимандрита Кирилла (Павлова)». В книге описываются встречи и беседы с одним из наиболее почитаемых старцев

Что читать новоначальным. Основные разделы православной литературы
05 апреля 2018 в 14:45

Начало христианской литературе положило Священное Писание, состоящее из Ветхого и Нового Завета. На основе этих книг появились толкования и богословские труды. По мере распространения христианства появлялись подвижники, оставившие после себ

Встречаем Пасху 2018. Выбираем подарки и пасхальную утварь
30 марта 2018 в 14:05

Доброго дня. На этой странице вы найдете все необходимые для встречи Пасхи товары. Пасочница, подставка под кулич, подарки родным, книги, свечи, сувениры. Мы постарались подобрать полезные и недорогие товары, которые пользуются популярность

Как рязанцы спасли Москву от позора
28 марта 2018 в 16:27

Театр начинается с вешалки, Рязань с Кремля, а Кремль с Успенской колокольни. Но это сегодня. А когда-то город Переяславль-Рязанский начинался с дубовых ворот, над которыми высились сторожевые башни.

Ошибки в духовной жизни. О книге Марины Захарчук «В радость или в тягость?»
23 марта 2018 в 15:40

Размышлениями о духовной жизни в старые времена занимались только богословы. Потом на эту тему печатно стали высказываться архиереи и священники. К сегодняшнему времени каждый писатель или публицист может размышлять