Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Храмы и святыни Солотчинского монастыря
08 сентября 2017 в 8:00

Когда только подходишь к Солотчинскому Рождества-Богородицы монастырю, то сразу замечаешь древнюю каменную стену, которая очень впечатляет своим видом, похожим на крепостное укрепление с бойницами для вооруженных ратников.

А когда-то это стена была деревянной. Строить каменную стену с тремя башнями и Святыми вратами начали с восточной и южной стороны лишь в 1694-1698 годах, а с западной и северной, из-за отсутствия средств, только в 1741-1745 годах. С внутренней стороны монастыря стены представляют собой систему ложных арок, поддерживающих ходовую площадку и ее деревянное ограждение. По углам восточной стены стоят круглые башни с маленькими окнами в виде узких бойниц. К башням и ведут внутристенные каменные, лестницы. Ближе к угловой северо-восточной башне сохранились еще одни ворота XVII в. Недавно покрытые железом синего богородичного цвета деревянные кровли монастырской стены, а также всех храмов и построек очень повысили художественную выразительность прекрасного ансамбля Солотчинской обители.

При подходе к монастырю мы увидим прерывающую цельность монастырской стены надвратную Иоанно-Предтеченскую церковь, которую по преданию построил знаменитый рязанский архитектор из крепостных крестьян Яков Бухвостов, известный возведением Успенского собора Рязанского кремля и других храмов в пышном, затейливом стиле нарышкинского барокко. В 1958 году в стене этого храма был обнаружен тайник, из которого извлекли листок с надписью, гласившей, что закладка храма происходила «в лето 7203 июля в 4 день». По современному летоисчислению эта дата соответствует 1695 году.

Предтеченская церковь необычна по своему облику. При всей своей приземистости она легка, светла и вся устремлена ввысь. Ее наружные стены отделаны затейливой каменной резьбой. Это «каменное узорочье» являет собой образец нарышкинского барокко, которое так любил Бухвостов. (Впоследствии оно распространилось по всей России и стало называться московским барокко). Но главная ценность внутренней отделки Предтеченского храма - это уникальные изразцы. Храмы, украшенные изразцами, встречаются на Руси не так уж редко. Но в Предтеченской церкви мы видим не орнаментальные детали («квадратики» или «полоски»), а четыре крупных цветных панно с изображениями Евангелистов. Их фигуры настолько крупные, что снизу их можно увидеть в деталях.

Автором этих уникальных изразцов был знаменитый мастер Степан Иванов по прозвищу «Полубес». Откуда взялось такое странное прозвище неизвестно. Однако мастером он был талантливым. Его изразцы преподносились в подарок самсому Царю Алексею Михайловичу и очень ему понравились. Изразцами Степана Иванова украшены многие храмы Москвы, но таких изразцовых панно, как в Солотчинском монастыре, более не встречается нигде, кроме как на московской Успенской церкви в Гончарах.

При входе в монастырь впереди мы увидим церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вначале храм был деревянным. Это была первая монастырская постройка, которую в конце XIV века возвел основатель обители сам великий князь Олег Иванович Рязанский. В XIV деревянную церковь по обветшалости снесли и на ее месте построили каменный храм, который по преданию был однокупольным. Он относился к довольно редким в древнерусской архитектуре двустолпным храмам. То есть ее вход поддерживали не четыре, а два столпа, которые к нашему времени к сожалению, не сохранились, как и сам пристроенный к храму торжественный вход. На рубеже XVI- XVI веков храм Рождества Богородицы значительно реконструировали, он стал пятикупольным, а сама церковь выдержана в строгих формах, характерных для храмового зодчества XVI. И тем не менее этот храм в своей основе является одним из самых древних на Руси.

Во второй половине XVII века под Рождественским храмом устроили гробницу первого строителя этого храма и основателя монастыря благоверного князя Олега Рязанского и его супруги княгини Ефросинии. А до того, как мы уже говорили их честные останки покоились в подмытой рекой и рухнувшей Покровской церкви.

В богоборческие годы храм сильно пострадал. Имущество было частью уничтожено, частью разграблено, останки князя Олега и княгини Ефросинии, а также их иконописное изображение забрал рязанский музей.  Само здание было реконструировано под клуб с кинозалом. Сегодня трудно в это поверить, но вплоть до начала 1990-х годов в храме Рождества Богородицы показывали кино и устраивали дикие танцы на месте бывшей княжеской усыпальницы…

Ныне церковь восстановлена, в ней ведутся службы. И хотя от прежней настенной росписи остался только небольшой фрагмент, но смотря на него мы можем понять насколько прекрасна была роспись этого древнего храма.

Слева от Рождественской церкви мы увидим двухэтажный храм во имя Сошествия Святого Духа, а справа – реконструированные корпуса келий.

Духовская церковь с трапезной палатой была построена по образцу трапезной Патриаршего подворья Московского Кремля при настоятеле Архимандрите (Шангине). Возводил эту церковь Яков Бухвостов. В ее украшении Бухвостов использовал различные архитектурные приемы. Так детали окон трапезной он сделал из белого камня с вставками из разноцветных изразцов с изображениями шестикрылых Херувимов. Такие же изразцы украшают и барабан главки купола. Причем, удивительно – ни один изразец по деталям барельефа и по своей расцветке не похож на другой. Этот редкостный мастерский подход является настоящим художественным произведением. Исскуствовед Александр Николаевич Бабий, рассказывал, что секрет окраски изразцов Духовской церкви утерян, поскольку тот или иной цвет на изразце появлялся не путем нанесения красочного покрытия, а путем обжига отдельных его деталей различными породами дерева. К примеру обжиг осиной дает синевато-зеленоватый оттенок, обжиг сосной – дает желтый цвет и так далее… 

Слава Богу, что ныне мы можем полюбоваться таким редкостным искусством древнерусских мастеров и восславить Господа за его милости.

В нижнем этаже Духовской церкви находится восстановленный храм во имя преподобных отцов Онуфрия Великого и Петра Афонского. Сама же церковь стараниями матушки Анимаисы и благотворителей ныне преобразилась. Внутри появились замечательные по художественному исполнению росписи, а снаружи храм отделан красивым красным декоративным кирпичем.

Напомним, что все сохранившиеся в монастыре каменные постройки, за исключением Рождественского собора Рождества, возведены в конце XVII века, когда строительство в монастыре достигло наивысшего расцвета. И лишь в западной части обители расположены хозяйственные здания начала XX в.

В Солотчинской обители имеются благодатные иконы и святыни. К ним относятся Казанская икона Божией матери, Икона Божией матери Отрада и Утешение, ковчег с мощами святых угодников Божьих, честная глава благоверного князя Олега Рязанского.

Проходишь монастырские ворота и попадаешь в другой мир. Все заботы и тревоги остаются за стенами монастыря, а на душе мир и покой. Красивые древние храмы, благолепные монастырские службы, любовь и забота матушки игуменьи Анимаисы с сестрами, все настраивает на молитвенный лад. Покидаешь монастырь, наполненный радостью, умиротворением и желанием приезжать сюда еще и еще…

Игорь ЕВСИН.

См. далее - Игорь ЕВСИН. Тихая обитель. Рассказ о Солотчинском монастыре.

Комментарии
Книга о любви. Ищущим и нашедшим
25 сентября 2017 в 8:00

В интернет магазине «Зерна» появилась книжная новинка «Любовь. Ищущим и нашедшим». Ее автор широко известен в православии. Это священник Русской православной церкви протоиерей Андрей Ткачев, проповедник-миссионер, пи

Писатель и молитвенник. Новые материалы о Н.В. Гоголе
22 сентября 2017 в 8:00

Фонд Президентской библиотеки представил на своем портале материалы /раритетные/ конца XIX в. – начала XX в., Экспозиция рассказывает о жизни писателя, дает наглядный анализ его творчеств, знакомит с историей создания знаменитых литер

Игорь Евсин. Размышление о книге «Братоубийство в Исадах»
21 сентября 2017 в 8:00

Татаро-монгольское иго, которое было попущено Господом за братоубийство в Исадах и бесконечные княжеские междоусобицы, было сброшено к 1480 году. А случилось это благодаря искреннему упованию на Бога. Денно и нощно возносили в храмах, а так

Как сохранить зрение при чтении бумажных книг
20 сентября 2017 в 12:30

Все мы любим читать. Что может быть приятнее, чем хмурым осенним вечером посидеть или полежать на кровати с интересной книгой? Зрение, однако, от этого портится. Вывод прост: нужны хорошие условия чтения. Поделиться с

Книжная новинка: О. Румбах «Человек радостный»
20 сентября 2017 в 8:00

В интернет-магазин «Зерна» поступило новое издание. Это сборник небольших, интересных и запоминающихся рассказов православной писательницы Ольги Румбах «Человек радостный». Казалось бы, что автор рассказывает о повсе

Митрополит Симон (Новиков) в Николо-Бабаевском монастыре
19 сентября 2017 в 8:00

Митрополит Симон (в миру Сергей Михайлович Новиков; род 5 февраля 1928, дер. Жолнино Ярославская область — ум. 1 сентября 2006, Николо-Бабаевский монастырь, Ярославская область) являлся не первым архиереем, пребывавшим на покое в Нико

Игорь Евсин. Рассказ о детстве Матроны Анемнясевской
18 сентября 2017 в 8:00

Анемнясево получило статус села совсем недавно, в 2016 году, после того, как в нём построили церковь во имя родившейся и жившей здесь святой блаженной Матроны Беляковой. А до этого Анемнясево было деревней, жители которой относились к прихо

Новая тропа писателя Паустовского
15 сентября 2017 в 8:00

Имя писателя Константина Паустовского, 125-летие которого мы отмечаем в этом году, обычно связывают с Мещерой. Этот край он называл своей «второй родиной». Но впервые писатель побывал на Рязанской земле в противоположной Меще

Игорь ЕВСИН. История  благоустроения Солотчинского монастыря.
14 сентября 2017 в 8:00

Около 1450 года великий князь Иван Феодорович Рязанский воздвигнул в монастыре большой храм в честь чтимого на Руси святителя Алексия митрополита Московского. (Митрополит Алексий почил в 1378 году и по завещанию был погребен в Чудовом монас

Сергей Есенин в диалоге национальных культур
13 сентября 2017 в 8:00

«Сергей Есенин в диалоге национальных культур» – такова будет тема научной Международной конференции, которую посвятят 122-х летней годовщины со дня рождения Есенина С.  А. Мероприятие состоится с 14 сентября по 16 се