Перед тем как пойти на открытие выставки "Рязанская скульптура и резные иконостасы", я собирала информацию в Интернете, и мне попалось одно стихотворение Симеона Полоцкого. Под впечатлением деревянных скульптур, "острым хитро длатом извоянных", которые составляли убранство нового дома царя Алексея Михайловича, поэт восторженно писал: "Едва светлее рай бе украшенный иже в начале Богом огражденный дом Соломонов тык славен без меры". Меня удивили эти строки: я думала, что деревянная пластика, в отличие от гранитной или мраморной, будет не очень интересной. Но я ошибалась...
Придя в выставочный зал, я словно попала в храм XVI века. Меня окружали резные изображения Христа, ангелов, святых, кресты и складни. Ранее эти произведения искусства составляли убранства церквей. Каждый, увидевший их, мог воссоздать в воображении внутренний образ храма с помощью графики и фотографий, дополняющих экспозицию.
Все скульптуры были сделаны с душой и удивительно искусно. Они заставляли замирать с благоговением перед ними. Ведь для верующих это не просто коллекция, а собрание рязанских святынь.
Над созданием выставки автор концепции Оксана Михайловна Сахарова и художник-дизайнер Александр Викторович Панкратов работали два года. Им хотелось представить зрителям малоизученный и плохо сохранившийся пласт истории древнерусского искусства. В коллекциях области осталось мало произведений деревянной пластики, поэтому пришлось воспользоваться собраниями сразу трех музеев: Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, Рязанского областного художественного музея имени И.П. Пожалостина и Касимовского краеведческого музея.
Как рассказал на открытии Александр Викторович, вопрос незаслуженно забытого искусства волновал его давно. "Моим дипломным проектом была выставка деревянных скульптур. И вот, спустя 34 года, моя задумка воплотилась в жизнь", – рассказывает художник-дизайнер.
Думаю, посетители были рады, что студенческий проект реставратора все-таки реализовался, недаром после приветственных речей, все с удовольствием остались на экскурсию, которую проводила сама Оксана Михайловна.
Сначала она подвела нас к самым древним и ценным изображениям Николы Можайского и Параскевы Пятницы, наиболее почитаемых святых на Рязанской земле. Для того чтобы наглядно показать рост мастерства резчиков, были выставлены по три экспоната святых: от киотных икон, в которых многие детали были нарисованы, а не вырезаны, до полноценных объемных скульптур. Затем мы направились к резной иконе XVIII века "Вход Господень в Иерусалим". Она представляет сложную многофигурную композицию, выполненную в высоком рельефе. По мнению Оксаны Михайловны, особенная ценность заключается в том, что мастера не имели образования пластика и составляли пропорции и композицию по наитию. Также резчики невольно придавали иконам местный колорит, поэтому в скульптурах можно увидеть черты рязанских жителей тех времен.
Анна ДОБРОЛЕЖА
Написать комментарий
Подпишитесь на публикации!
В каждом письме — интересные новинки и лучшие публикации.
Приглашаем вас также подписаться на наш
Яндекс.Дзен канал.
1 место
Протоиерей Александр Торик
«Флавиан. Палата»
Разговоры о вечности в обычно больничной палате вместе с отцом Флавианом. Нередко только болезни телесные понуждают человека осознать и болезни собственной души. А, о
1 место: А. Торик «Метанойя». Остросюжетная история о таинственном незнакомце и девушке, которая оказывается в центре стремительных событий.
2 место: Н. Сухинина «Вера, Надежда, Любовь и буфетчица Соня». Т
В издательстве Вольный Странник вышла книга, посвященная протоиерею Димитрию Смирнову «Настоящий пастырь и любящий отец». Книга состоит из жизнеописания батюшки, воспоминаний священников, которым довелось служить с ним и бе
Правильное название молитвы «Живый в помощи» — Псалом 90. Текст этого псалма взывает к защите от темных сил, разных врагов, болезней и многих других проблем.
Текст псалма нанесен на атласную или хлопковую ленту, ко
30.09.2022, 11:18
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на
сайте Зёрна.