Выдающийся советский композитор, хоровой дирижёр, народный артист СССР, осыпанный наградами, автор музыки Гимна СССР, профессор Московской консерватории, генерал-майор, создатель знаменитого на весь мир ансамбля, рязанец Александр Васильевич Александров жил в одну из самых сложных эпох в истории нашей страны. Как и многие одарённые музыканты того времени, он был воспитан в церковной среде, вырос и сложился в ней, стал замечательным, подающим большие надежды регентом.
После революции оказался вынужден воспринять новые условия жизни. А это был как раз продуманный ход властей – приспосабливать к своим государственным нуждам яркие одаренные личности. Но истинные таланты-самородки, каким был Александр Александров, поднимались и в своем творчестве, и в жизни над всей грязью политики и быта.
Александр Васильевич родился 13 апреля 1883 года в селе Плахино Рязанской губернии, в крестьянской семье. От природы он имел красивый и звучный голос. Его постоянно приглашали петь в местном храме и на народных гуляниях, праздниках. В 1892 году, по ходатайству своего родственника, певчего одного из петербургских церковных хоров, он становится певчим в Казанском соборе Санкт-Петербурга, а спустя некоторое время поступает в Придворную певческую капеллу, где под руководством выдающегося хорового дирижера Александра Архангельского юноша постигает тонкости вокального искусства и регентское дело.
Он и в консерваторию поступает, но из-за материальной нужды и в связи с ухудшением здоровья прерывает учебу в Петербурге и переезжает в Бологое. Работает регентом соборного хора, а также педагогом. С 1906 г. трудится в Твери регентом архиерейского хора в Спасо-Преображенском соборе. Именно здесь и с этого года Александр начинает свой творческий путь. Он также ведет хоры в семинарии, педагогическом институте, ряде других учебных заведений, организовывает и возглавляет музыкальную школу.
Лишь в 1909 году Александров смог продолжить обучение ‒ он поступил в Московскую консерваторию сразу по двум направлениям: по композиции и вокалу. В эти годы он являлся регентом в храме Христа Спасителя.
С 1918 г. Александров работает преподавателем в Московской консерватории и вскоре получает звание профессора, трудится хормейстером в различных театрах. Надо сказать, что ученики и студенты Александра Васильевича очень любили и уважали его, их заражала преданность Александрова хоровому искусству, восхищали его эрудированность и природная гениальность, неутомимая энергия.
Имя Александрова теснейшим образом связано с деятельностью созданного им в 1928 г. Ансамбля песни и пляски Красной армии (ныне Ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова), которым он руководил до конца жизни. Коллектив, состоявший поначалу из участников самодеятельности, вскоре достиг высокого профессионального уровня, завоевав огромную популярность в СССР и за рубежом. В репертуаре главная роль принадлежала песне, которая органично дополнялась литературными и танцевальными фольклорными номерами. Ансамбль много гастролировал по стране, в том числе во время Великой Отечественной войны.
Александров – автор песни «Священная война», ставшей поистине народной («Вставай, страна огромная, / Вставай на смертный бой…»). По воспоминаниям его сына Бориса: «Стихотворение В.И. Лебедева-Кумача было напечатано в газетах на второй день войны. Песня сочинялась очень быстро, на одном вздохе… Мы записали мелодию и слова в свои тетради и стали репетировать. Понравилась она сразу, разучили ее быстро и впервые исполнили на Белорусском вокзале…
Весь вокзал словно замер. Я стоял рядом с хором и видел, как слушатели буквально впитывали в себя звуки. И вдруг встает один, другой, третий… Все! А потом тишина. Пауза какой-то немыслимой тишины и шквал. Требовали "Еще!". Исполнили еще раз, потом третий, четвертый…».
Безусловно, что секрет такого воздействия музыки Александрова таится в глубоком почитании родины и народа самим автором, воспринятым ещё с детства из мест, воспетых Сергеем Есениным. С малолетства композитор впитывал русский дух, общинный патриархально-православный уклад, нравы строгого крестьянского быта. Он знал, как никто другой, как может трепетать сердце русского человека от любви к Отчизне. Поэтому и музыка «Священной войны», и музыка гимна, написанного нашим земляком, обладают такой силой воздействия.
Первый набросок мелодии гимна восходит еще к 1929 году, а последняя редакция – к победному 1945 году, т.е. за год до кончины автора. Интересно, что сын Александра Васильевича – Борис Александров – обнаружил, что среди духовных сочинений отца есть одно церковное песнопение, в котором угадывается знакомый мелодический рисунок. «Это и есть первоначало, первоткань гимна Советского Союза, вот его остов – из самой глубины фольклорной, поющей души народа. Так что гимн наш, исконно русский!» ‒ подытожил Борис Александрович.
С 2001 года новый гимн Российской Федерации вновь зазвучал с музыкой Александрова.
О духовной музыке Александрова вообще мало известно, а ведь написано-то было немало: поэма для хора, оркестра, органа и солистов "Христос Воскресе", "Хвалите имя Господне", "Отче наш" с солистом, "От юности моея", "Разбойника благоразумного", "Свете тихий" и другие сочинения. К сожалению, эта область творчества выдающегося хорового композитора всё ещё во мраке забвения.
Известный хоровой дирижер Борис Григорьевич Тевлин вспоминал: "Выдающийся хоровой дирижер советского времени Клавдий Борисович Птица, ученик А. В. Александрова, рассказывал одну историю из его жизни. Сталин очень любил Александрова. Однажды он позвонил ему лично и сказал: "Завтра принимаем тебя в партию. Буду рекомендовать я. Дадим партбилет № 1". Александров проживал в Москве недалеко от храма Христа Спасителя, где он был регентом. В одной из комнат его большой квартиры была устроена часовня, где он молился. После звонка Сталина Александров молился всю ночь, прося прощения у Господа за то, что ему приходится вступать в партию безбожников ради того, чтобы сохранить себе жизнь".
Александр Васильевич всю жизнь посвятил творчеству, прославил своё Отечество, воспитал учеников. Он умер во время гастрольного турне своего ансамбля в Берлине в 1946 году. После кончины имя Александрова было присвоено его любимому детищу – Краснознаменному ансамблю песни и пляски, ставшему поистине главным памятником композитору на многие лета.
Варвара МИХАЙЛОВА
Написать комментарий
Подпишитесь на публикации!
В каждом письме — интересные новинки и лучшие публикации.
Приглашаем вас также подписаться на наш
Яндекс.Дзен канал.
1 место
Протоиерей Александр Торик
«Флавиан. Палата»
Разговоры о вечности в обычно больничной палате вместе с отцом Флавианом. Нередко только болезни телесные понуждают человека осознать и болезни собственной души. А, о
1 место: А. Торик «Метанойя». Остросюжетная история о таинственном незнакомце и девушке, которая оказывается в центре стремительных событий.
2 место: Н. Сухинина «Вера, Надежда, Любовь и буфетчица Соня». Т
В издательстве Вольный Странник вышла книга, посвященная протоиерею Димитрию Смирнову «Настоящий пастырь и любящий отец». Книга состоит из жизнеописания батюшки, воспоминаний священников, которым довелось служить с ним и бе
Правильное название молитвы «Живый в помощи» — Псалом 90. Текст этого псалма взывает к защите от темных сил, разных врагов, болезней и многих других проблем.
Текст псалма нанесен на атласную или хлопковую ленту, ко
30.09.2022, 11:18
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на
сайте Зёрна.