Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
и с мобильного:
*
0224
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
с 9 до 21 ежедневно

Духовность, душевность и их влияние на искусство

23.02.2017, 12:35

Мы часто слышим, и употребляем слова из церковного лексикона, порой не совсем до конца осознавая их смысл. Одни из этих слов является слова духовность и душевность. Эти слова употребляют к месту и не к месту. Бывает, что с высоких трибун слышится призыв о возрождении духовности через поддержку молодых талантов, открытии картинных галерей, и выставок современного искусства. В кругу простых обывателей встречается выражение «душевный человек» или «душевный фильм». В данной статье постараемся, разобраться что кроется за этими терминами «духовность, душевность» и какое их влияние на искусство.

 

Искусство — испытание

Одним из свойств человека, как созданного по образу Божьему, есть свойство творить и преображать окружающий мир. И искусство есть не что иное, как попытка, через познание окружающего мира, увидеть ту красоту, которую заложил Бог-Творец в свое создание. Это, и окружающая нас природа, и сам человек, как венец творения. Слово искусство имеет своим корнем искус — что в переводе со славянского означает испытание, глубинное опытное знание. И дело здесь не столько в профессиональных навыках, сколько в умении проникнуть в суть вещей, увидеть их божественное предназначение. Это требует от человека определенного душевного и духовного настроя. Потому что наши предки понимали, что дух творит себе формы. И каким духом был пленен человек при создании произведения или изделия, такой дух он невольно в это произведение и вложит. Если посмотреть на икону Божией Матери «Владимировская» написана монахом Андреем Рублевым, и на «Мадонну» кисти Рафаэля отличие ощущается колоссальное. Можно восхищаться картиной Рафаэля, но молиться все же легче перед иконой Рублева.

А искусство, которое в основу своей деятельности перестало ставить познание Бога, в конце концов, на пьедестал вознесло человека. Оно стало славить окружающий мир, но мир материальный, без Бога, без вечной жизни. Стало прославлять человека, но человека не преображенного, страстного, и грешного. И все «лучшие» произведения мировой культуры были пронизаны страстностью и душевностью.

 

Дух, душа и тело

На понятии душевности необходимо остановиться более подробно. Есть замечательный труд святителя Луки Войно-Ясенецкого «Дух душа и тело».Примечательно то, что эту книгу написал не просто епископ, а профессор медицины. Сама личность владыки Луки являлось неординарной. В период правления И.Сталина ему разрешили читать лекции в рясе и с панагией. В операционной у него висела икона, и он не приступал к операции не помолившись. Но это другая тема.

По святоотеческому учению человек состоит из тела души и духа. Дух является умной частью души. В нормальном духовно здоровом состоянии тело должно подчинятся душе, а душа соответственно — духу. Но в том и проблема грешного человечества, что все эти части находятся в хаотичном диссонансе. Это как в басне Крылова «Лебедь Рак и Щука». Каждый тянет в свою сторону. Дух должен руководить всем человеком, в том числе и душой. А если на первое место в этой троице выступает не дух, а душа, или тело, то это явление ненормальное, греховное.

В жизни духа нет полутонов. Ты или с Богом или с врагом. Нейтралитета здесь быть не может. И только того человека, который стяжал внутри себя Святого Духа, можно назвать человеком духовным. В этом коренное различие между духовностью и душевностью.

 

Роль искусства в современном мире

Невольно напрашивается вопрос: «Если искусство воспевает только душевные, чувственные качества, неужели следует перечеркнуть все достижения человечества в области искусства? Читать только Псалтырь и Библию? Какова роль искусства в современном обществе?». Несомненно роль искусства в жизни человека и христианина очень велика. Если искусство заставляет человека задумываться о смысле жизни, о вечных и неизменных ценностях, если учит сострадать, любить, жертвовать — то это настоящее искусство. Такое искусство подготавливает душу к принятию Божественного Духа, к принятию Христа.

Мы выше упоминали о трехсоставной человеческой природе. Поэтому, если человек сутками валяется на диване попивая пиво, или транжирит время за компьютером, то в нем доминирует телесное или животное начало. Ему несомненно полезно пойти в театр или почитать книгу. На худой конец посмотреть хороший фильм. Для него это будет шаг вперед на пути духовного развития. Но если монах придет в театр, или будет участвовать в шоу, то для монаха это будет громадный шаг назад. Он от духовности возвратится снова к душевности. Поэтому нельзя душевность в искусстве ставить за самоцель. У нее другое предназначение.

Душевность размягчает почву сердца, готовя его к принятию Истины. Но это при условии, что это настоящее искусство, которое всегда благоговеет перед Небесами, и знает свое место и роль в мироздании. А это роль смиренного служителя Божьего таланта. Ведь свой талант все настоящие мастера приписывали Божьему дару. А если художник поэт, или режиссер, прославляет самые низменные чувства и страсти человека, то искусством назвать это сложно. Хотя очень многим оно симпатизирует, так как оправдывает, и как бы приглаживает те греховные страсти и грехи, которые присутствуют в этих людях.

Это касается, прежде всего, современного искусства. В нем каждый пытается самовыразиться, показать свою неординарность. Чтобы о нем говорили и на него обратили внимание. Помнится какой-то западный художник даже, извините, писсуар выставил на своей персональной выставке. И вся, так называемая «культурная элита» рассуждала, что же хотел художник этим показать. А древние иконописцы в смирении даже не подписывали свои иконы. И конечно душевность без духовности является путем направленным в никуда. Не имея в себе Духа Божия, не имея смирения, люди искусства полны внутренних неразрешимых противоречий. Обладая каким-либо талантом, они, тем не менее, погрязли в самых низменных страстях и пороках. Показательным примером этого является скрипач композитор Паганини. Современники описывают, что в его облике было что-то от темных сил.

Закончить хочется словами видного ученого и художника Леонардо де Винчи. Он писал что там, где дух не водит рукой художника, там искусства не существует.

Борис (Феодосий)

Читайте далее:

Можно ли верить в Бога, но не ходить в церковь?

«Я больше в церковь ходить не буду!». Трудный разговор с племянником

Православный человек и современное общество. Часть первая

Написать комментарий
1 место Протоиерей Александр Торик «Флавиан. Палата» Разговоры о вечности в обычно больничной палате вместе с отцом Флавианом. Нередко только болезни телесные понуждают человека осознать и болезни собственной души. А, о
19.12.2023, 10:57
1 место: А. Торик «Метанойя». Остросюжетная история о таинственном незнакомце и девушке, которая оказывается в центре стремительных событий. 2 место: Н. Сухинина «Вера, Надежда, Любовь и буфетчица Соня». Т
12.12.2022, 11:27
В издательстве Вольный Странник вышла книга, посвященная протоиерею Димитрию Смирнову «Настоящий пастырь и любящий отец». Книга состоит из жизнеописания батюшки, воспоминаний священников, которым довелось служить с ним и бе
17.10.2022, 15:12
Правильное название молитвы «Живый в помощи» — Псалом 90. Текст этого псалма взывает к защите от темных сил, разных врагов, болезней и многих других проблем. Текст псалма нанесен на атласную или хлопковую ленту, ко
30.09.2022, 11:18
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.