Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Игорь ЕВСИН. Примирение. Рассказ о матушке Феодосии.
24 сентября 2016 в 0:00
Примирение. Рассказ из книги о матушке Феодосии скопиской
В 1990-е годы, когда я только начал воцерковляться, управляющим Рязанской епархией был митрополит Симон (Новиков). Это была примечательная личность в истории Рязанской епархии. Из своих семидесяти двух лет он тридцать лет посвятил рязанской кафедре. Ученый-богослов, миссионер-проповедник, духовный писатель, а главное истинный пастырь, такой к которому относятся слова Христа «пастырь добрый». Родился владыка 5 февраля 1928 года, отошел ко Господу 1 сентября 2006 года. И так получилось, что вскоре после кончины митрополита Симона мне довелось написать его жизнеописание. Много труда я вложил в книгу о владыке, много времени и сил ушло на то, чтобы как можно более достойно описать его жизнь и деяния. И вот, когда книга была уже была в типографии мой духовный наставник заметил:
- А ведь тебя Игорь за эту книгу искушения ждут. Большие искушения.
Помню, я тогда ответил, что это даже хорошо, ведь владыка Симон говорил, что, если сделал какое-то хорошее дело и не подвергся искушениям, значит дело может быть не угодным Богу.
Пожал плечами мой наставник и ничего не сказал.
И вот наконец вышла моя большая книга о митрополите Симоне. А радости на душе не было. Что такое? Почему? А потом и тягость какая-то меня охватила. И вдруг, как снег на голову – в «Рязанском церковном вестнике» по этому поводу печатается критическое письмо владыки Кирилла (Наконечного), бывшего на то время архиепископом, управляющим Ярославской епархией. Оказалось, что в моей книге много опечаток и сам владыка Кирилл назван в ней архиепископом Владимирским и Суздальским (каковым тогда являлся владыка Евлогий).
А потом лично мне пришло еще и письмо от тогдашнего рязанского владыки – митрополита Павла (Пономарева) с указанием на ошибки и неточности. Представляете каково мне было пережить укоризны сразу от двух владык! Как я себя не успокаивал, что ошибки и опечатки должны были исправляться в издательстве профессиональным редактором и корректором, как не утешал себя словами владыки Симона, что, если сделал какое-то дело и не подвергся искушениям, значит дело это не угодно Богу, однако переживал. И все молился – Господи управь, дай мне сил испросить у владык прощения, примири меня с владыками. И Господь управил. Перед Великим постом именно на «прощеное воскресенье» я попал на всенощное богослужение, которое проводил митрополит Павел. После службы все подходили к нему целовать крест. Подошел и я. Сказал:
- Простите меня владыка, Христа ради, за тот что досадил Вам неточностями и ошибками в книге о митрополите Симоне.
- Господь простит, — ответил владыка, — и Вы меня тоже простите. Может я тоже неправильно поступил, но я, как управляющий епархией должен был отреагировать.
Трудно предать словами ощущение от того, что моя душа, жаждавшая умиротворения, получила его… Ангельскую легкость ощущал я во всем существе своем. Но мне еще оставалось объяснился с владыкой Кириллом. А я все откладывал – завтра, завтра… Так и кормился этими «завтраками» вплоть до того, как стал писать книгу о матушке Феодосии. К тому времени я узнал, что владыка Кирилл весьма почитал скопинскую старицу и приезжал к ней испросить молитв. Вот тогда-то я и решил обратиться к матушке за помощью. Приехал к ней на могилку и попросил: «Матушка примири меня с владыкой Кириллом». Это для меня было важно тем паче, что митрополит Симон в последние годы жил и отошел ко Господу в Николо-Бабаевском монастыре Ярославской епархии, управляющим которой (в сане архиепископа) являлся тогда владыка Кирилл.
И вот в одну из моих святых куролес я в очередной раз приехал на родину матушки Феодосии и стал записывать воспоминания о ней. Когда же пришло время уезжать, мне вдруг звонит супруга и говорит:
- Ты знаешь, что сейчас на могилку к матушке едет митрополит Кирилл?
- Нет, не знаю.
- А ты где сейчас?
- Собираюсь приезжать домой.
- Может подождешь его?
Я сначала даже не знал, что и ответить на это. Дело близилось к ночи, я сильно устал, ждать владыку, а потом ехать в ночь мне было очень тяжело. А потом вдруг подумалось «Так ведь это матушка так устроила, чтоб я с ним встретился».
- Конечно подожду, — ответил я по телефону своей благоверной.
И часа не прошло, как подъехал митрополит Кирилл и стал служить на могилке скопинской старице панихиду. Ох, как же благостно мне было молиться вместе с ним! А после панихиды я подошел к нему и сказал:
- Владыка, я виноват перед вами в том, что сделал ошибки в книге о митрополите Симоне.
- Господь простит, а я давно простил. Жаль, конечно, что были ошибки, но почитал я вашу книгу и она мне понравилась.
Так матушка Феодосия сняла с моей души тяжесть. Мир воцарился в моей душе. Мир, к которому неустанно призывала скопинская старица: «Если что-то получилось немирное в отношениях – иди и примирись первым» — говорила она.
По большому счету я понимаю, что ни у владыки Павла, ни у владыки Кирилла, каких-то немирных чувств ко мне не было. Но во мне самом жила какая-то недоговоренность, из-за которой на душе была некая немирность. И вот по матушкиным молитвам все устроилось!
Были и другие случай явственной помощи матушки Феодосии в написании сей книги. Однако остановимся на этом. Здесь надо сказать вот о чем. Не для того я рассказал о святых куролесах, чтобы похвалиться – вот, мол, какой я избранный, мне даже сама матушка Феодосия помогает. Нет, я всегда ощущал и ощущаю себя недостойным писать о праведниках и праведницах. И вообще недостойным рабом Божиим. Но так уж получается, что пишу. Со страхом и благоговением, но пишу. С внутренней дрожью и порой со слезами на глазах. И слезы эти опять-таки от моего недостоинства проистекают, от моей духовной немощи.
А рассказал я про матушкину помощь, для того чтобы наглядно показать, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы». (Лк. 20 : 38).
И матушка Феодосия жива и может явственно оказывать свою помощь. Для прославления матушки и было написано мое послесловие.
В заключение сей книги хочется привести примечательное стихотворение почитательницы матушки Феодосиии из рязанского города Ряжска Ольги Козловцевой:
 
Схимонахиня Феодосия -
Светоч нашей Российской земли.
И с проблемами, и с вопросами
Люди к ней за спасением шли.
 
В неизбывной телесной слабости
Верой в Господа так сильна!
Никому не откажет в радости,
Всех любовью согреет она.
 
Никого не отринет Матушка,
Сердцем страждущих возлюбя,
Улыбнется и скажет: «Радушка,
Помолюсь, помолюсь за тебя».
 
И прикроет глаза провидица,
Словно встанет перед Творцом.
И божественным светом Истины
Просияет ее лицо.
 
И отступит недуг от просящего,
И беда стороной обойдет,
Ведь молитва ее горящая
Всех утешит и всех спасет.
 
Никогда не отвергнет грешного,
Не осудит, не обличит,
Но услышит душа мятежная
О чем Матушка промолчит.
 
И захочет душа молитвою
Вдруг очиститься и слезой.
Тут же старица прозорливая
Обозначит ей путь земной.
 
И заблудшие, и болящие
Шли и шли к ней из года в год.
Днем и ночью усердно молящая
Ко Христу обращала народ.
 
И на путь наставляла правильный,
И спасала в который раз.
Даже после кончины праведной
Не покинула Матушка нас.
 
В каждом сердце она останется,
Лик ее и ее слова…
Наша Матушка, наша старица
С нами рядом, она жива!

 

Комментарии
Марина Гончаренко: Моя задача - предупредить. Интервью с автором антиутопии «Остров бессовестных»
17 мая 2018 в 12:03

— Марина Васильевна, скажите, что побудило вас написать такую, я бы сказал, странную для писателя-реалиста повесть? Тему повести «Остров бессовестных» мне навеял сон о племени дикарей, которые каким-то об

Смириться или проявить волю? Как найти золотую середину в духовном смирении
28 апреля 2018 в 17:18

«Смиряйся, тебе полезно!». Так обычно говорят, когда с человеком произошло неприятное событие. В одних случаях смирение пойдет на пользу душе, в других — может навредить или ввести человека в прелесть. Попробуем разобратьс

Как бороться с грехами, если их нет?
26 апреля 2018 в 15:03

Существует довольно большая категория людей, которые считают, что у них нет серьезных грехов. Они не воруют, не блудят, не пьянствуют, не курят, не гневаются, никого не обижают. Что это за люди и прав

Митрополит Павел (Пономарев) о браках и разводах
19 апреля 2018 в 16:17

Митрополит Павел (Пономарёв) — бывший управляющий Рязанской епархией, а ныне экзарх Белорусской Православной Церкви. В книге «Беседы с владыкой Павлом» содержатся высказывания относительно

Паломничество Ланселота. Обзор романа-антиутопии Юлии Вознесенской
17 апреля 2018 в 15:34

Роман «Паломничество Ланселота» переносит нас в будущее, в те времена, когда миром будет править антихрист. Поделиться статьей с друзьями:   Жизнь в виртуальном мире В начале произведения

Сколько бы много грехов у нас ни было, у Бога милосердия более. Наставления старца Кирилла (Павлова) из книги «Помним»
11 апреля 2018 в 15:06

В интернет-магазине «Зерна» появилась книжная новинка «Помним. Жизнь и наставления архимандрита Кирилла (Павлова)». В книге описываются встречи и беседы с одним из наиболее почитаемых старцев

Что читать новоначальным. Основные разделы православной литературы
05 апреля 2018 в 14:45

Начало христианской литературе положило Священное Писание, состоящее из Ветхого и Нового Завета. На основе этих книг появились толкования и богословские труды. По мере распространения христианства появлялись подвижники, оставившие после себ

Встречаем Пасху 2018. Выбираем подарки и пасхальную утварь
30 марта 2018 в 14:05

Доброго дня. На этой странице вы найдете все необходимые для встречи Пасхи товары. Пасочница, подставка под кулич, подарки родным, книги, свечи, сувениры. Мы постарались подобрать полезные и недорогие товары, которые пользуются популярность

Как рязанцы спасли Москву от позора
28 марта 2018 в 16:27

Театр начинается с вешалки, Рязань с Кремля, а Кремль с Успенской колокольни. Но это сегодня. А когда-то город Переяславль-Рязанский начинался с дубовых ворот, над которыми высились сторожевые башни.

Ошибки в духовной жизни. О книге Марины Захарчук «В радость или в тягость?»
23 марта 2018 в 15:40

Размышлениями о духовной жизни в старые времена занимались только богословы. Потом на эту тему печатно стали высказываться архиереи и священники. К сегодняшнему времени каждый писатель или публицист может размышлять