Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
и с мобильного:
*
0224
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
с 9 до 21 ежедневно

Фильм «Легенда о Коловрате» взывал противоречия

05.12.2017, 16:00

Неудивительно, что 30 ноября фильм был впервые показан именно в Рязани: Евпатий Коловрат, по преданию уроженец села Фролово Рязанской области, является полноценным брендом города, наряду с Сергеем Есениным и «глазастыми грибами».

На презентацию фильма приехали режиссер Джаник Файзиев и часть актерского состава. Рождение героя, который совершает подвиг, – вот о чем, по словам создателей фильма, они пытались сделать кино. Действительно, в отличие от множества картин подобного толка, в «Легенде о Коловрате» богатырь Евпатий не представляется этаким мускулистым «шкафом». Рязанец Иван Малаков, дебютировавший в роли «народного героя», отметил, что хотел показать богатыря не телом, а духом.

По словам создателей фильма, при подготовке картины использовались «все новейшие современные технологии». Но пошло ли это фильму на пользу? Визуальный ряд и вправду получился впечатляющим: роскошные костюмы и стильно разукрашенные лица знатных монголо-татар сразу приковывают к себе все внимание, а панорамные съемки и батальные сцены поражают своим размахом. При этом в фильме нет ни одного по-настоящему натурального кадра: «Легенда о Коловрате» – первый в России фильм, полностью снятый в хромакейных павильонах, и это сразу бросается в глаза. От бесспорно красивой картинки веет какой-то ненатуральностью. Впрочем, создатели «Легенды о Коловрате» объясняют подобный подход тем, что фильм, в основном, рассчитан на молодое поколение, а среди молодежи компьютерные технологии и подобные киноленты очень популярны.

Действительно чувствуется, что фильм снимали для «нового поколения», пытаясь «переплюнуть» американские супергеройские саги. Получилось это или нет – судить сложно, однако все-таки приятно, что на первый план здесь выносится по-настоящему человечный и оставивший след в русской истории герой.

В исторических источниках информации о богатыре Евпатии сохранилось очень мало, что дало режиссеру и сценаристам все возможности для авторской импровизации. Взяв за основу реальные события XIII века, создатели фильма наделили героев довольно внезапными чертами, а некоторые повороты сюжета подозрительно напоминают сериал не самого высокого качества. Например, сам Евпатий из-за старой травмы после каждого пробуждения теряет память, а произошедшая в конце фильма встреча достойна индийского кино. Не обошлось без гипертрофированных русских метелей и, конечно, медведя. Огромный зверь помогает монаху Нестору, что явно напоминает о медведе, приходившем к Серафиму Саровскому. Несмотря на красоту образов и отсылки к историческим источникам, многие сцены фильма выглядят откровенно сказочно. Впрочем, создатели фильма честно предупреждают, что сняли именно легенду, вынося это слово в название картины.

При этом авторы картины призывают не забывать о реальности показанного героя и событий. По их словам, через художественные образы и метафоры фильма проводилась оценка всего монголо-татарского нашествия и его значения для русской истории.

 

Стоит заметить, что до сих пор ведутся споры о том, насколько реальна сама личность Евпатия Коловрата. Так как «Повесть о разорении Рязани Батыем» – единственное свидетельство существования этого русского героя, некоторые исследователи и медийные персоны придерживаются мнения, что данного человека вовсе и не существовало. На их взгляд, Евпатий Коловрат – это собирательный образ, своего рода миф. Но есть ли в этом проблема?

Накануне первого показа фильма в Рязани состоялся круглый стол «Роль мифов и легенд в исторической памяти». Участники круглого стола обсудили новую картину, а заодно попытались разобраться, какое место занимают мифы в отечественной истории и стоит ли с ними бороться.

Большая часть выступающих сошлась на мнении, что главная задача исторических фильмов – заинтересовать, пробудить интерес к истории. «Мы должны заставлять людей изучать, думать и делать собственные выводы», – заметил заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин, рассуждая о миссии художественных материалов на историческую тематику. Миф тоже во многом оправдан: например, по мнению министра культуры и туризма Рязанской области Виталия Попова, «миф помогает истории «дышать», находиться рядом с нами». Также мифы воспитывают и дают ценностные ориентиры, что особенно важно для молодого поколения.

Главное – все-таки учиться отличать мифы от событий, действительно подтвержденных историческими источниками.

Ирина КОНСТАНТИНОВА

От редакции. Евпатий Коловрат, как рязанский исторический герой пользуется успехом. Причем даже у православных людей, которые основываются на летописях. Не случайно появился и такой бренд, как футболка мужская «Евпатий Коловрат»

ом См. далее - Футболка мужская «Евпатий Коловрат»

Написать комментарий
Вышел в свет сборник бесед выдающегося деятеля РПЦ, миссионера, проповедника и философа, митрополита Сурожского Антония (Блума). Книга называется «Пути христианской жизни. Беседы». В неё вошли тексты бесед и проповедей владыки А
13.06.2018, 15:00
Софья Сергеевна Куломзина (1903—2000), будучи в эмиграции, писала, казалось бы, только для эмигрантов и не надеялась увидеть свои литературные работы изданными в свободной от коммунистической политики России. Но вот это случилось и ст
08.06.2018, 13:00
В интернет-магазине «Зерна» появилась книжная новинка. Это жизнеописание игумении Наталии (Ильчук), которая больше тридцати пяти лет возглавляла Свято-Троицкую Корецкую обитель.  Издание посвящено истории христианской жизни
07.06.2018, 13:00
Вышла в свет книга «Церковный древлехранитель». Это исправленное и дополненное издание методического пособия для епархиальных древлехранителей, первый тираж которого по сохранению памятников церковной архитектуры и искусства &la
06.06.2018, 13:00
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.